четверг, 6 февраля 2020 г.


Формируем гражданина России в рамках урока физики.

учитель физики
Оренбургская область город Орск
МОАУ « СОШ №31»
1 категория
Андрейко Евгения Александровна

Коренные преобразования в стране конца ХХ - начала ХХI века, определившие крутой поворот в истории России, сопровождаются изменениями в сознании граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейший фактор формирования гражданина страны.
Гражданин обладает любовью к Родине, преданностью своему Отечеству, стремлением служить его интересам.
Активная гражданская позиция лежит в основе жизнеспособности государства. Это своего рода мобилизирующий ресурс.
В рамках ФГОС второго поколения важное место отводится в воспитании гражданина. Данный компонент относится к формированию универсальных учебных действий (личностные учебные действия). Но зачастую считается, что этим вопросом должны заниматься учителя истории, обществознания ну и, конечно, же классные руководители. Как же воспитывать гражданственность на уроках математики, физики, химии. И, вообще, стоит ли это делать?
Приведу лишь несколько примеров из моей практики.
Моя школа находится в г. Орске Оренбургской области. При прохождении темы «Искусственные спутники Земли» как можно обойти тему « Первый полет в космос», « Первый космонавт»…Наша школа находится вблизи площади имени Ю. А. Гагарина. Ю. А. Гагарин закончил Чкаловское (ныне Оренбургское) военное авиационное училище лётчиков (1955-1957).
Так же с историей нашей области и города связаны имена летчиков-космонавтов: Г. Т. Добровольского, В. Н. Волкова, В. И. Пацаева, В. М. Комарова. В честь них были названы улицы города. Так же имена В. М. Комарова и Ю. А. Гагарина были увековечены американскими астронавтами, побывавшими на Луне и оставившими там медали.
Разве это не повод гордится своей страной, людьми, которые в ней жили и работали. Именно такие уроки воспитывают уважение к истории, культурным и историческим событиям (эти элементы как раз входят в когненивный компонент при формировании личностных УУД)
Конечно, же, стоит рассказывать не только о прошлом, но и о настоящем. Не  так давно город  посещала первая женщина-космонавт В.В. Терешкова и Ю.В. Лончаков - начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина (он, кстати, тоже окончил Оренбургское высшее военное авиационное училище лётчиков (ВВАУЛ) имени И. С. Полбина).
В данном случае кроме уроков проводятся экскурсии на площади имени Ю. А. Гагарина. Старшеклассники проводят классные часы в начальной школе, ежегодно выставки посвященные дню космонавтики. Учащиеся среднего звена пишут проекты по данной теме, готовят уроки-соревнования на лучшего знатока истории космонавтики, в рамках надели физики. В дни родной школы проходят встречи с выпускниками связавших свою жизнь с космосом.
Так же недавно в нашей области начал стремительно развиваться космодром в Ясненском районе. Старшеклассники пишут проекты, почему же с точки зрения физики именно наш регион был выбран для строительства пятого космодрома России.
В таком формате объединяются много учителей: истории, физики, математики, начальных классов, ИЗО, краеведения. В рамках проектов формируются все УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные. Ведь только совместные усилия всех педагогов, а так же родителей могут сформировать гражданина России.
Таким образом, данная работа позволяет сформировать гордость ребенка за свою страну, область, город. Воспитать гражданский патриотизм, любовь к Родине. Ведь недооценка гражданственности как важнейшей составляющей общественного сознания,  приводит к ослаблению основ государства. Этим и определяется гражданско-патриотическое воспитание в общей системе воспитания гражданина России.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Родился   Александр Васильевич ПЕРЫШКИН (1902 - 21.05.1983),  педагог , автор знаменитого школьного учебника физики , по которому ...